Машиностроение как отрасль
Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.
Общее машиностроение
Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.
Тяжёлое машиностроение
- Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин — грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))
- Железнодорожное машиностроение
- Судостроение
- Авиационная промышленность
- Ракетно-космическая отрасль
- Энергомашиностроение
Производство технологического оборудования по отраслям:
- Строительное и коммунальное машиностроение
- Сельскохозяйственное машиностроение
- Нефтегазовое машиностроение
- Химическое машиностроение
- Лесопромышленное машиностроение
Среднее машиностроение
В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.
- Автомобильная промышленность
- Тракторостроение
- Станкостроение
- Робототехника
- Инструментальная промышленность
- Оборудование легкой промышленности
- Оборудование пищевой промышленности
- Промышленность бытовых приборов и машин
В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.
Точное машиностроение
Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.
- Приборостроение
- Радиотехническая и электронная промышленность
- Электротехническая промышленность
Производство металлических изделий и заготовок
- Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
- Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж
Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.
Крупнейшие представители отрасли
Мировые компании
Компания | Стоимость фондов, млрд $ | Доходы, млрд $ | Прибыли, млрд $ |
---|---|---|---|
General Electric | 750,507 (1)* | 152,866 (9) | 16,819 (4) |
General Motors | 479,603 | 193,517 (5) | 2,805 |
Toyota Motor | 227,513 | 172,616 (7) | 10,898 (11) |
DaimlerChrysler | 248,324 | 176,687 (6) | 3,067 |
*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.
General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.
Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.
Российские компании
Компания | Доходы, млн $ | Прибыли, млн $ |
---|---|---|
АвтоВАЗ | 5570,3 (16)* | 160,2 (37) |
Группа "СОК" | 1705,6 (33) | — |
АХК Сухой | 1496,9 (37) | 84,4 (63) |
КамАЗ | 1612,7 (35) | 7,3 |
*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.
Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК.